🍄 Меня заставили это написать #mytop30boardgames #клубпесочница 🚩 Сергей Жеванов - организатор игр в мафию и игротек с настолками в Петербурге. Коллекция настольных игр клуба перевалила отметку 300 (с дополнениями и промо около 400). 😏 Настольные предпочтения: • евро с ресурсами и победными очками • абстракты • контроль территорий • размещение рабочих • аукцион • большие поля с красивыми картами и дорогами • игры с хорошим балансом на 3-4 игрока • Бруно Катала и Райнер Книция • изучение новых игр 😕 Не очень нравится: • рандом • долгие игры • долгие ходы • построение колоды • много текста на картах 🍁 Далее представлены игры, в которые меня не нужно уговаривать поиграть. Не исключено, что в будущем появятся какие-то новые игры и повлияют на текущую ситуацию, но сейчас осень 2020 года и это ТОП-30 моих самых любимых настольных игр на данный момент! 01 🔴 Серп/Scythe (2016). Пока что лучшая игра во всех отношениях. Игра с большим потенциалом. Прекрасный пример современной игры с оптимальным планированием на несколько ходов вперёд. Качество компонентов, тематика и атмосфера игры на высоте. При своей масштабности, партии играются быстро. Чем ближе финал партии, тем интереснее становится играть. Финал тут может наступить крайне неожиданно с чьей-то шестой звездой и до конца всегда не понятно кто побеждает по очкам, так как есть финальный подсчёт кто и где чего достиг. Были партии, когда победителем становился игрок с двумя звёздами. У игры есть масса дополнений и модулей. Они конечно же нужны и важны, так как делают игру разнообразной и просто идеальной. 12 место в мировом рейтинге настольных игр 02 🔴 Труа/Troyes (2010). Самое необычное евро из всех, что я видел. Ни на что не похожее, крутое по стилистике и оформлению. Арифметическая игра-головоломка на победные очки. Баланс отличный при любом составе игроков. Раскладывается быстро и играется не долго. Из всех вариантов сочетаний карт и кубиков игроки стараются выжать максимум победных очков. Выбор действий большой. Периодически может появляться кризисность. Все ситуации решаемые, нужно просто разобраться в правилах и поиграть. У каждого игрока есть своя тайная цель на финал игры, за выполнение которой можно получить дополнительные очки (иногда решающие). И в итоге очки получают все игроки за все цели всех игроков. Это идеально вписывается в геймплей и добавляет интриги. Арифметика кубиков (и как бы они там не выпали) идеально продумана до мелочей и нет ничего лишнего. Из минусов - не все поймут эту игру и вообще захотят играть в неё повторно. А я же готов играть в неё много и часто. Краткость и гениальность скрывается в этой игре. Игра, в которую я чаще всего играю. Игра, которая устраивает абсолютно по всем параметрам своих механик и геймплея. Дополнение делает и без того реиграбельную игру бесконечно реиграбельной. Интересный факт - ещё не имея игры в коллекции и даже не поиграв в неё ни разу, я уже заведомо знал, что она мне понравится. 80 место в мировом рейтинге настольных игр 03 🔴 Орлеан/Orléans (2014). Игра понравилась не с первого раза, и даже не со второго. Потребовалось несколько партий, чтобы понять её потенциал и стратегичность. Зато теперь куплены абсолютно все дополнения и удовольствие от каждой партии гарантировано. Нарастающая конкуренция ближе к финалу партии вызывает постоянное взаимодействие у игроков. Капсулы для жетонов считаю нужны обязательно (21 мм). 24 место в мировом рейтинге настольных игр 04 🔵 Пять племён/Five Tribes (2014). Как только мне впервые показали игру, сразу стало понятно, что это шикарная игра по всем параметрам. Любовь с первого раза. Качество компонентов, реиграбельность, простые правила, быстро раскладывается, быстро играется. Смесь евро и абстракта. Выставление рабочих наоборот. Тут их надо забирать. Каждый ход каждого игрока тут же меняет ситуацию на поле для других игроков. Иногда наступает аналитический паралич и зависалово, каждый игрок думает и ищет свой наилучший ход. У этой игры есть один приятный эффект, который не так уж часто встречается в других играх - после одной первой партии тут же хочется сыграть ещё, а потом ещё... 62 место в мировом рейтинге настольных игр 05 🔵 Замки Бургундии/The Castles of Burgundy (2011). Прекрасный пример игры на оптимизацию ходов и планирование. Из всего что предлагают выпавшие кубики и доступные тайлы каждый свой ход нужно стараться выжимать максимум. Это ещё и очень созидательная игра. У тебя свой планшет и ты его постепенно заполняешь тайлами. А путей развития тут много. Радует и количество дополнений к ней. Игре можно простить даже то, что все сидят в своих планшетах и почти не взаимодействуют. Лучше всего играть именно вчетвером, тогда все тайлы в игре задействованы. 14 место в мировом рейтинге настольных игр 06 🔵 Крёстный отец. Империя Корлеоне (2017). Самая недооцененная игра из-за своей тематики (оружие, наркотики, убийства). Максимальное взаимодействие игроков и весь спектр эмоций. Интересная смесь механик выставления рабочих и контроля территорий. Карта Нью-Йорка, детализированные фигурки мафиози. Партии шумные и весёлые. Игра сделана завершённой и сбалансированной - ей не нужны никакие дополнения (их и нет в природе). Идеально играть именно впятером. Недооценённое 326 место в мировом рейтинге настольных игр 07 🔵 Иниш/Inis (2016). Первое впечатление было, что это шахматы на картах. На очень красивых картах. Хороший баланс. Никто не выпадет из процесса на протяжении всей партии и всё внимание к игре. Дипломатия и взаимодействие такое, что не замечаешь времени. Когда кто-то ходит, все внимательно смотрят, что же он там делает - именно этого не хватает во многих других играх. Игра, в которой до последнего хода идёт перетягивание каната победы. 107 место в мировом рейтинге настольных игр 08 🔵 Цолькин: Календарь Майя/Tzolk'in: The Mayan Calendar (2012). Гениальное изобретение в мире настольных игр. Тут нет ни одной карты, нет никакого намёка на рандом и есть свой оригинальный механизм вращения колеса календаря. Сухая, строгая математическая составляющая и планирование на несколько ходов вперёд. Тематика игры взята из истории древней цивилизации майя с их пирамидами и календарём. Дополнение к игре желательно, так как добавляет асимметрию племён и столь необходимую кризисность, которой не хватало в базе. Я полностью изучил игру, все её нюансы и стратегии и теперь каждая партия в удовольствие. Баланс хороший для любого состава игроков (2,3 или 4). 39 место в мировом рейтинге настольных игр 09 🔵 Роскошь/Splendor (2014). В эту игру садишься играть, и приятно как-то. Настолько она уютная и расслабляющая. Простая и понятная каждому. В каком-то смысле этого слова универсальная игра. Семейная и соревновательная одновременно. Раскладывается быстро. Партии быстрые. Отличный баланс по победным очкам. На базе нашего игрового клуба мы проводим регулярные турниры по этой настольной игре. Одинаково комфортно играется при любом составе игроков (2,3 или 4). 159 место в мировом рейтинге настольных игр 10 🔵 7 чудес/7 Wonders (2010). Сразу же на эту позицию в рейтинге добавлю и 7 чудес Дуэль/7 Wonders Duel (2015). Не особо разделяю их и люблю играть в обе одинаково. Основной минус - занимает много места на столе с дополнениями и при больших составах игроков. Дополнения к игре добавляют интереса и разнообразия. Отличная игра на сбор сэтов прямо во время драфта карт. 57 и 16 место в мировом рейтинге настольных игр 11 ⚪ Азул/Azul (2017). Лучшего абстракта пока что не придумали. Приятные тактильные ощущения одновременно с стратегическим расчётом ходов. Из всех трёх Азулов выделяю именно первый. У него наилучшее соотношение стратегичность/баланс/правила. 46 место в мировом рейтинге настольных игр 12 ⚪ 100000 лет до нашей эры/Каменный Век/Stone Age (2008). Классическое евро, которое спустя уже столько лет отлично конкурирует с современными играми. Если разобраться в нюансах игры, то там всё идеально продумано для геймплея. Ничего лишнего нет. Образец хорошей классической игры проверенной временем. 108 место в мировом рейтинге настольных игр 13 ⚪ Конкордия/Concordia (2013). Изящная, элегантная игра с глубокой стратегией. Пара неправильно выбранных ходов и можно проиграть. Люблю игры полем в виде карты. Взаимодействия маловато конечно, но в остальном одни плюсы. Дополнение Сальса сильно улучшает игру. Особенно прекрасен и необходим модуль Форум. 17 место в мировом рейтинге настольных игр 14 ⚪ Архитекторы западного королевства/Architects of the West Kingdom (2018). Какое-то что-то свежее присутствует в этой игре с в механикой размещения рабочих. Ходы быстрые. Есть большой выбор действий в свой ход. Там на подходе в ближайшее время её старшие братья - Паладины и Виконты. И вполне вероятно, что они будут поинтереснее и понравятся больше. Но пока что Архитекторы оставляют отличный эффект от партий. Играется недолго, взаимодействие с игроками присутствует в виде плена чужих миплов. Всё просто, понятно и приятно. 77 место в мировом рейтинге настольных игр 15 ⚪ Кланы Каледонии/Clans of Caledonia (2017). Самая клёвая фишка игры - это рынок купли и продажи товаров и сырья! Гениально внедрённая идея в механику игры. Если покупают много, то товары дорожают. Если товары продают часто, то они дешевеют. Так же впечатляют асимметричные шотландские кланы. Игра выглядит очень современно и играется как-то свежо на фоне других евро. 42 место в мировом рейтинге настольных игр 16 ⚪ Marco Polo II: In The Service Of The Khan (2019). Игра совсем новая в коллекции, и она сразу смело подвинула многие игры и в последний момент ворвалась этот топ. Прекрасная игра на планирование ходов. Именно вторую часть Марко Поло я выделяю, как достойную внимания. Стратегию можно начинать продумывать уже в самом начале игры при выборе персонажа. Здесь есть кубики с механикой их выставления в различные локации и получения бонусов с этих локаций. Реиграбельность отличная. Каждая новая партия будет отличаться от всех предыдущих. Основные способы набора победных очков - это контракты и путешествия по городам на карте. Качественные и красивые компоненты. Лучше всего играть втроём или вчетвером. Считаю большим плюсом игры, что она быстрая - 5 раундов всего. Можно играть несколько партий подряд. 348 место в мировом рейтинге настольных игр (это пока что) 17 ⚪ Колонизаторы Города и Рыцари/Catan: Cities & Knights (1998). Это бесспорно самая лучшая версия Колонизаторов. В своё время переиграл очень много и в любое время готов с интересом сразиться втроём или вчетвером. Игра с плотным взаимодействием на карте и эмоциями. Есть доля блефа и разумного рандома. Сильная сторона этой игры - дипломатия. В механике игры незаметно вплетена занимательная математика гексов с номерами. На протяжении всех партий условия диктует теория вероятности выпадения числа на двух кубиках. Если разобраться во всём это, становится очень увлекательно и азартно. После этой версии обычных Колонизаторов уже становится как-то маловато. 384 место в мировом рейтинге настольных игр 18 ⚪ Алхимики/Alchemists (2014). Сложная по правилам и не все выдерживают это. Но разобравшись становится очень интересно играть. С дополнением игра становится бесконечно сложной для понимания. Это игра, где нужно обязательно давать игрокам думать в их ход столько, сколько им потребуется. В игре очень много дедукции и есть элемент блефа. Реиграбельность отличная. Сама по себе игра как одна большая головоломка, которую разгадывают все одновременно, добывая по частям информацию о формулах. Очень нестандартное евро, в котором активно используется смартфон с приложением. 109 место в мировом рейтинге настольных игр 19 ⚪ Ярость Дракулы. Третья редакция/Fury of Dracula. Third edition (2015). Очень атмосферная приключенческая игра с механикой одни против всех. Все партии были эмоциональными. Тоже одна из самых сложных игр по правилам, но оно того стоит. Партия длится долго, поэтому часто не поиграешь. Лучше всего играть именно впятером. 212 место в мировом рейтинге настольных игр 20 ⚪ Теотиуакан: Город Богов/Teotihuacan: City of Gods (2018). Комплексное евро с раскладкой на весь стол. Играл пока что мало. Но знаю, что играть буду, так как игра сразу же понравилась. Правила не простые с кучей нюансов, надо разбираться. 61 место в мировом рейтинге настольных игр 21 🌑 Энергосеть/Power Grid (2004). Игра, проверенная временем и армией поклонников. Игра в своё время держалась в мировых топах годами. Экономическая стратегия-аукцион. Здесь нет победных очков, здесь надо к финалу партии выполнить одно условие и всё время ты должен стараться подводить к этому условию всеми имеющимися действиями в игре максимально выгодно. Без аукциона игра была бы скучна и предсказуема. Именно живой торг с игроками за карты электростанций каждый раунд добавляет азарта и интереса. 38 место в мировом рейтинге настольных игр 22 🌑 Гранд-отель "Австрия"/Grand Austria Hotel (2015). Разобрал игру недавно и сразу всё понравилось. Среднее евро с картами и драфтом кубиков. Уже можно даже сказать классическая игра. Быстрые партии. 96 место в мировом рейтинге настольных игр 23 🌑 Брюгге/Bruges (2013). Карточная евро игра, в которой можно по разному планировать стратегические решения. Несколько сотен оригинальных карт и каждую карту можно разыграть шестью способами. Лучше сразу играть со всеми дополнениями, они сильно улучшают геймплей. 247 место в мировом рейтинге настольных игр 24 🌑 Королевская почта/Thurn and Taxis (2006). Строгое евро. Тут нельзя ошибаться. Если допускать ошибки, можно сильно отстать и разброс по победным очкам в финале партии будет с большим разрывом. Но если делать выверенные ходы и соперники примерно равны, то партии будут интересными. При любом составе играется хорошо. 419 место в мировом рейтинге настольных игр 25 🌑 Лоренцо Великолепный/Lorenzo il Magnifico (2016). Умная, но долгая игра. Ещё один минус - очень много значков инфографики на компонентах. Без заглядывания в правила пока что не обходится ни одной партии. Но в остальном интересная настолка. Кубики бросаются и выпавшие на них значения диктуют условия на весь раунд всем игрокам одновременно. 99 место в мировом рейтинге настольных игр 26 🌑 Praetor (2014). Приятное умное нестандартное градостроительное евро из Польши. Красивые плитки-тайлы. Основной фишкой в игре выступают кубики-рабочие, которые при достижении значения "шесть" стареют и выходят на пенсию. Работать прекращают, а деньги за них нужно продолжать выплачивать каждый раунд. В игре нужно научиться держать хороший баланс всех доступных ресурсов и выбирать действия в правильном порядке. Если делать не оптимальные ходы, можно сильно отстать от соперников. Настолка достаточно редкая в России. Аж 2386 место в мировом рейтинге настольных игр, но это из-за низкой популярности игры. Так она конечно сильно недооценённая 27 🌑 Keyflower (2012). Евро с набором механик. Соперничество и взаимодействие тут присутствует в течении всей игры. Хорошая реиграбельность за счёт ввода в игру различных случайных тайлов. Игра с ширмами, и есть доля блефа. 64 место в мировом рейтинге настольных игр 28 🌑 Санта-Мария/Santa maria (2017). Хорошее евро с хорошим балансом на драфт кубиков и выкладывание тайлов в виде тетриса. В свой ход у игроков огромный выбор действий: какой и где тайл выложить, какой тайл активировать, какой из всех кубиков лучше взять именно сейчас. 330 место в мировом рейтинге настольных игр 29🌑 Средневековая академия/Medieval Academy (2014). Простая игра с хорошим взаимодействием игроков. Вначале драфт карт и затем гонка по нескольким трекам одновременно. И у каждого трека свой функционал. Хорошая игра на принятие решения - в каком треке выгоднее всего сейчас прокачаться. Плюс надо следить за соперниками, от них непонятно чего можно ожидать. 986 место в мировом рейтинге настольных игр 30 🌑 Аббатство/Biblios (2007). Очень крутой филлер с механикой аукциона. До конца не понятно кто победил, все копят всю игру свои карты тайно. Можно менять значения на кубиках в обе стороны себе или соперникам (а это и есть победные очки). 359 место в мировом рейтинге настольных игр